Катастрофы на транспорте: технические и правовые аспекты

На четвертом курсе судоводительского отделения состоялась научно-практическая конференция «Катастрофы на транспорте: технические и правовые аспекты». Руководители конференции – преподаватели Аркадий Константинов и Виктор Лишик.

Курсант Антон Коробейников изучил катастрофу, произошедшую с «Титаником». Как могли развиваться события, если бы корабль не прошелся бортом по айсбергу, а столкнулся с ним «лоб в лоб»? Могли бы смявшаяся носовая часть и ледяное крошево смягчить удар? Пусть даже не предотвратить затопление, но задержать его до подхода «Карпатии» и других судов?

Причинно-следственные связи трагедий с морским круизным лайнером «Конкордия» (2012), речными «Суворовым» (1983) и «Булгарией» (2011) рассмотрел в своей работе Дмитрий Опарин.
Доклад Давида Мальцева о разбившемся в Перми «Боинге» (2008) сопровождался уникальными фото, сделанными в своё время военкором Аркадием Константиновым.

О взрыве под Уфой газопровода при прохождении двух поездов рассказал в докладе Герман Цинев. Он и другие курсанты разбирались, кто виноват в гибели свыше 1200 пассажиров и железнодорожников.

    В заключении курсанты и преподаватели формулировали закономерности, делали выводы. Самые значимые выглядят так:

  • количество катастроф, тяжесть последствий имеют тенденцию к возрастанию;
  • главная причина катастроф – не сбои технических систем и форс-мажорные обстоятельства, а «человеческий фактор»;
  • международное морское право, уставы и другие нормативно-правовые акты РФ позволяют точно квалифицировать катастрофы, указывать меру ответственности (к примеру, ст. 125 и 270 УК РФ)
  • в подавляющем большинстве случаев к юридической ответственности привлекли, не тех, кто нес ответственность за транспортную систему – ее содержание в надлежащем состоянии, не руководителей компаний, а рядовых исполнителей.

Фото из личного архива Аркадия Константинова и открытых источников