Зеров Николай Петрович

Николай Петрович Зеров из семьи потомственных речников. Прадед был матросом еще в начале 19 века. Отец, проработал на водном транспорте 47 лет. Старшие братья – Серафим и Владимир стали судовыми механиками.

После окончания училища Николай успел немного поработать на камских судах. В ноябре 1940 года был призван в армию. В июне 1941 года ушел на фронт. Воевал в составе морской разведывательной авиационной эскадрильи ВВС Черноморского флота, был бортмехаником в экипажах гидросамолётов. К концу войны на счету старшины Николая Зерова было 460 боевых вылетов на воздушную разведку, бомбовые удары, поиск подводных лодок противника. За отличное выполнение боевых задач награждён орденом Красной Звезды. В 1947 демобилизовался и вернулся на флот.

Сначала работал механиком-наставником группы судов, затем механиком на теплоходах «Анри Барбюс» и «Борис Скрябин».

В 1961 году Николай Петрович принял на верфи в городе Висмар (ГДР) новейший трёхпалубный пассажирский теплоход «Вильгельм Пик» (с 1992 года «Павел Бажов»). В течение первой навигации теплоход перевёз около четырёх тысяч человек по маршрутам до Астрахани, Ростова-на-Дону, Ленинграда.

Это было суперсовременное судно, оснащенное по последнему слову техники. Но механик Зеров все время стремился усовершенствовать и его. За годы работы на «Вильгельме Пике», по инициативе Николая Зерова на Камском флоте внедрена гидравлическая система форсунчатых игл, позволившая улучшить режим работы двигателей и удлинить срок службы игл.

Николай Зеров первым из механиков трехпалубных лайнеров отказался от помощника по эксплуатации электрооборудования и принял на себя его обязанности. При активном участии Зерова сотрудники кафедры автоматики и телемеханики Пермского политехнического института разработали и внедрили на теплоходе новое подруливающее устройство, основанное на полупроводниках. Николай Зеров разработал предложения по переоборудованию шлюпочной палубы – главного места отдыха туристов. Вслед за «Вильгельмом Пиком» идея механика Зерова о переделке шлюпочной палубы, была внедрена на всех однотипных судах Волги и Камы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию речного транспорта Зерову Николаю Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Позднее в Пермской области была учреждена премия имени Н. П. Зерова, которая присуждалась лучшим речникам Камского речного пароходства. В его честь был переименован теплоход «Арагва» Камского речного пароходства.


Подготовлено по материалам книги «Пермское речное училище. 100 лет в фарватере».
Использованы фотографии:

  • «Энциклопедия, Пермский край»
  • kamafleetforum.ru
  • государственного архива Пермского края

Другие публикации

Пока ни одного комментария, ваш будет первым!


Добавьте комментарий