С чего все начиналось?
К 1900 году на реках бассейна Камы курсировало 276 пароходов, из которых 200 были построены на прикамских заводах. Назрела необходимость в создании учебного заведения, способного выпускать специалистов речного транспорта. Инициативу в открытии речного училища проявили жители судоходного села Слудка. В 1902 году они выбрали на своем сходе представителей, которым поручили ходатайствовать перед властями об открытии речного училища в Перми. Но ходоки вернулись без результатов.

В первой половине 1910 года в Пермской Городской думе был сделан доклад Городской управы по возбужденному пермским Биржевым Комитетом вопросу об открытии в Перми речного училища. Согласно докладу, Министерством Путей Сообщения предполагается перевести речное училище из Рыбинска в Пермь, в виду того, что большинство воспитанников этого училища составляют уроженцы Пермской губернии. В 1911 году Городская Дума единогласно постановила: ассигновать 1500 рублей и дать обязательство о ежегодном назначении такого пособия на содержание речного училища 1-го разряда, если такое будет открыто, и производить начисление пособия лишь со дня открытия и до тех пор, пока будет существовать это училище в Перми.

25 июня 1912 года последовал одобренный Государственным Советом и Государственной Думой закон, Высочайше утвержденный Николаем II.

Фотографии из книги: Пермское речное училище. Сто лет в фарватере / [Сост. О. Данилова]. – Пермь: ИЦ “Титул”, 2013.

С 1-го июля 1913 года на содержание училища казною были отпущены средства и учрежден штат служащих, с этого времени оно считалось официально открытым. Занятия начались с 15-го октября, а 21-го состоялось торжественное открытие.

Первый набор состоял из 36 человек. Тяжело было поступить и учиться в училище. Обучение было платное, 25 рублей в год, все жили на частных квартирах, библиотекой при училище пользовались только преподаватели, форменную одежду курсантам шили за их счет. В училище был жесткий режим, строгая дисциплина, что нашло свое выражение в количестве выпускников этого набора. В 1916 году состоялся выпуск первой группы из 7 человек капитанов второго разряда речного и озерного плавания. Последний набор в училище был проведен в 1918 году, а с 1919 года вместо училища были организованы двухгодичные профессионально-технические курсы водного транспорта. В 1921 году курсы были перенесены в затоны, а в место них открыт Пермский дневной рабочий техникум водного транспорта судомеханической (паровики) специальности с четырехлетним сроком обучения. В 1924 году открываются учебные мастерские, которые, помимо своего основного назначения – выработать у учащихся элементарные навыки слесарного дела – становятся источником дохода.

С развитием промышленности и транспорта в 1930-е годы растет потребность в специалистах речного флота. В Пермском речном техникуме открывается судоводительское и судомеханическое отделения, начинается набор на специальность «Дноуглубитель». С 1931 по 1947 годы 127 женщин получили специальность судоводителя. За время Великой Отечественной войны техникум закончили 173 судоводителя и судомеханика, из них 43 женщины. Многие из выпускников сражались на фронтах и погибли, защищая родину. После войны училище продолжает готовить судоводителей и судомехаников. В 1947 году Пермский речной техникум был реорганизован в Пермское речное училище. На основных отделениях обучалось 280 человек. Кроме них в училище были образованы шесть групп стажистов (160 человек), которые учились с отрывом от производства. С 1956 года вместо паровиков стали готовить судомехаников-дизелистов.

В 1960 году ПРУ переезжает в новый корпус. «…Училище бросило свои тяжелые якоря на вершине егошихинского яра. Его просторное четырехэтажное здание видно издалека. Два бакена у входа – красный и белый, показывают верный курс…» так писала газета «Пермские ведомости». В новом учебном корпусе разместилось 26 учебных аудиторий. Оборудуются и вводятся в действие лаборатории судовождения, судомеханическая, электромеханическая и другие. Открыты новые учебно-производственные мастерские. К 1963 году, к пятидесятилетию училища, было подготовлено около трех тысяч специалистов речного флота. Воспитанников училища можно было встретить на Волге, Оби, Амуре, Днепре, Печоре и других реках страны. Но основная часть выпускников работала на Каме. Училище воспитало целые династии.

К своему шестидесятилетию училище увеличило учебно-материальную базу. Тридцать кабинетов и лабораторий, учебные мастерские со слесарным, токарным, электромонтажным и жестяно-медницкими цехами, учебно-производственные суда, спортивный корпус с двумя залами – большой гимнастический площадью 626 кв. метров с балконом на 400 мест и малым залом для борцов. Библиотека училища насчитывает более 50 тысяч художественных книг, учебников и учебных пособий. Училище имеет два общежития на 500 мест.

До 2007 г. Пермское речное училище существует как самостоятельное учебное заведение. С 2008 г. по настоящее время училище входит в состав Пермского филиала Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Волжский государственный университет водного транспорта”.

Учебно-производственным практикам курсантов, как составной и неотъемлемой части подготовки будущих командиров флота, всегда уделялось должное внимание. В настоящее время у курсантов и студентов ПРУ 28 видов практик. Все практики подразделяются на учебные (для приобретения профессиональных первичных навыков), технологические (по профилю специальности) и квалификационные (стажировки). Большинство видов практик организуется и проводится на предприятиях и организациях г. Перми и края. Основными из них являются традиционные партнеры: порт Пермь, Пермский СРЗ, Камская судоходная компания, Камводпуть. Налаживаются связи с автотранспортными предприятиями, логистическими, геодезическими, компаниями-перевозчиками. Курсанты активно занимаются спортом, туризмом и художественной самодеятельностью. Принимают участие в общественной жизни района.

Основой успешного выполнения университетом своих задач является высококвалифицированный коллектив педагогов, который успешно сочетает в своей деятельности обучение и воспитание при доброжелательном отношении к учебе и быту курсантов. Большинство преподавателей имеет педагогический стаж более 25 лет, часть из них являются выпускниками речного училища.

Всего в учебном заведении учились и окончили его более 20 000 человек. Многие из них немало сделали для развития судоходства на Каме, стали известными политическими и общественными деятелями. Среди них Зеров Н.П.- механик теплохода «Вильгельм Пик», Герой Социалистического труда, Кобелев Б.М. – начальник Камской судоходной компании, Игумнов Г.В. – первый губернатор Пермской области, Гребенкин А.А – поэт.