Альбом Клавдии Михайловны Чулошниковой

Период Великой Отечественной войны остается самым неразгаданным в истории Пермского речного училища.Имеющиеся факты очень скупы.Известно,например, что о начале войны учащиеся узнали, находясь на буксирных и пассажирских судах, – здесь они проходили практику.

Большую часть из них сразу же забрали на фронт. (…) В здании Речного училища, на улице Ирбитской, все девять аудиторий были превращены в огромную коммунальную квартиру – здесь разместились семьи эвакуированных.

Речникам пришлось продолжать учебу в неблагоустроенном бывшем студенческом общежитии, которое стояло недалеко от Центрального рынка. Здесь часто не было света, в комнатах было очень холодно. После занятий учащиеся выгружали, перевозили и распиливали дрова, работали в подсобном хозяйстве, на железной дороге. (…)

Читаем воспоминания Клавдии Михайловны Чулошниковой (год поступления 1939): «Мы жили радостной,счастливой жизнью!Николай Кононович Виноградов сказал,что у нас будет «богатейшая профессия». И мы в это верили! На первый курс, в две группы судомехаников было принято по 34 человека. Среди них в каждой группе по четыре девушки. Девушка на флоте- это было тогда редкостью… И вдруг- война!Почти все наши юноши ушли на фронт.Наши четыре группы соединили в одну и получилось, что из 135 человек училище закончили только 14, причем 8 из них- девушки…»

Другие две группы из этих соединенных– судоводители,которых из 80 человек к 42 году осталось восемь: семь девушек и один парень.

Продолжаем читать воспоминания Клавдии Михайловны: «Учебные знания закрепляли практикой на судоремонтных заводах Заозерья, Нижней Курьи… При этом всегда бежали туда, где требовалась помощь: разгружали эшелоны с ранеными, стирали и штопали шинели, дежурили в госпиталях…»

Розовый большой альбом, в котором собраны воспоминания Клавдии Михайловны Чулошниковой о годах учебы –самый трогательный экспонат в музее Речного училища. Здесь три вырезки из газет и много фотографий этих девушек, оставшихся заканчивать речное училище, потому что «победа невозможна без тыла, действующего бесперебойно, и надежно работающего речного транспорта». За все два года девять месяцев учебы этих фотографий собрано достаточно, чтобы увидеть, как изменялись эти девочки.

Зима первого курса, сороковой год, на фотографии их четверо- с тщательно причесанными волосами, очень серьезные. И подпись внизу: «Мы очень боялись мальчиков и в комнату никогда никого не впускали и нас прозвали «монашками». Четвертая комната монашек».Нужно обязательно добавить, что среди учащейся молодежи тогда было не принято пить и курить.

Весна 41-го. Клава на сцене,с цветами, её награждают за отличную учебу. «Я люблю большие расстояния, я должна увидеть наяву Севера холодное дыхание, дальних океанов синеву!»

Начало лета 41-го года. Все те же четыре девушки на полянке перед общежитием. Цветастые платья, на головах- беретики, на ногах -белые носочки,туфельки. Подпись «Мы взрослеем. На нас обращают внимание мальчики. За нами ухаживают!». Все очень хорошо.

Дальше идет глухой лист без фотографий, сверху написано: «Кто осилил 41-й, тот будет бороться до конца! Из-за сложной военной обстановки у нас не было возможности сделать фото.

Алеша Зимин фотографировал нас в аудитории в суровом холодном 42 году. Это единственное фото нашего выпуска».

Фотография размером с открытку. На фоне глухой стены расположились восемь девушек и шесть парней. Лица не уставшие, а очень сдержанные. Те же тщательно причесанные волосы, подчеркнуто аккуратная одежда. Из взрослых, сидит в центре, только один мужчина в кителе, бритый наголо. «Николай Кононович Виноградов- наш наставник,преподаватель, директор училища, переживший с нами все нужды, голод и холод».

Последние шесть фотографий в альбоме объединяет заголовок «Наши мальчики».Иван Меркулов, Анатолий Пастухов, Петр Бычков,Виктор Плешков, Валерий Воронищев, шестая фамилия неразборчива. Все шестеро очень похожи, может быть потому что одеты парадно- пиджак, белая рубашка, галстук. В сорок втором году не каждый мог позволить себе носить такую одежду, но им это было важно, потому что теперь они серьезные специалисты.Выпускники Молотовского речного училища трудились на командных должностях на судах по всей Каме и Волге до Астрахани и Рыбинска.

Они водили плоты по Верхней Каме в период весеннего паводка. Ходили рейсами в Рыбинск, в Москву, в Сталинград. Попадали под бомбежки, перевозили боеприпасы, снаряжение, раненых, пленных.

На этих судах и на пристанях, к которым они причаливали, работало очень много вчерашних школьниц – аккуратных, собранных, бесстрашных. Девушки на флоте перестали быть редкостью.

Если взять «парадные» фотографии всех специальностей выпуска 1942- 1946 годов, то там тоже очень много девушек.

Но в 1947 году учебное заведение будет реорганизовано в Речное училище с военизированным уклоном. Конкурс в последующие годы будет доходитьдо пятнадцати человек на место, но почти сорок лет учиться здесь будут только юноши.

Но что же было дальше с выпускниками войны?

Из «Наших мальчиков» трое попадут на фронт, вернутся живыми, хоть и с тяжелыми ранениями и в жизни не пропадут.Валерий Воронищев, например, отличный баянист, оставит на фронте кисть правой руки. Переедет жить в г. Кунгур, там познакомится с таким же инвалидом, но потерявшим левую кисть. И вдвоем они будут играть на баянепо праздникам и людям это будет очень нравиться.

Клавдия Михайловна Чулошникова выйдет замуж и станет Федотовой, по семейным обстоятельствам уйдет со флота, окончит педагогический институт и будет преподавать иностранные языки в школе.У неё сложится очень хорошая семейная жизнь, вырастут умные здоровые дети, как и у остальных девушек выпуска 1942 года.

За три года до смерти с другого конца страны, из города Выборга, она отправит в музей Пермского речного училища розовый альбом своей юности, которым она всю жизнь так дорожила.

Любой человек, посетивший музей, может посмотреть его.

Из очерка Шеиной Татьяны Геннадьевны
преподавателя ПФ ФГБОУ ВО ВГУВТ

Другие публикации