Курсом в ХХ-й век
Его заложили на верфи Пожвинского железоделательного завода Всеволожских в 1870 году. Судно было названо по фамилии заказчика – купца Смирнова, использовалось для буксировки барж с железом, солью, скотом и другими грузами. Доводилось ему и пассажиров возить. Хоть и не элитных: завербованных на местные предприятия сезонных рабочих, отправлявшихся на Первую мировую войну солдат.
Бывало – садился на мель, случалось – происходили серьёзные поломки машины. В целом же судьба «Смирнова» складывалась сравнительно благополучно. Бывалые капитаны ценили его за прочный клёпаный корпус, послушность рулю, устойчивость на волне.
И так – за годом год. С ранней весны до поздней осени – в трудах. Зимой – текущий ремонт в затоне.
В 1906 году, «Смирнов» прошёл первый капитальный ремонт – перебрали машину, перевели топку с дров на каменный уголь. В 1930-ом перевели на мазут, электрифицировали, модернизировали управление, установили систему вытяжной вентиляции, сделали перепланировку помещений. Год спустя судно получило новое название «Турксиб».
Трудяга-буксир мало чем выделялся среди собратьев. Тянул лямку, как все. Экипаж повышал квалификацию, активно участвовал в соцсоревновании по выполнению и перевыполнению планов, пополнялся молодёжью…
Есть, встать в строй!
…Грозную весть о вражеском нашествии узнали, находясь в плавании. Собрание команды было коротким. Единогласно постановили: становимся на ударную трудовую вахту до полной победы.
Вскоре настало ещё более тяжёлое время. И тогда последовал приказ о мобилизации, переоборудовании в канонерку.
Корпус и надстройки частично обшили стальными листами, соорудили две водонепроницаемые переборки, оборудовали погреб для боезапаса, усилили палубу. Установили зенитное вооружение: на носу и корме – по орудию 52К; на рубке и за ней – на турельных стойках — по «спарке» из крупнокалиберных пулеметов «Кольт-Браунинг M2». Последние поступали к нам из США в рамках Ленд-лиза.
Экипажу присвоили воинские звания, провели с ним соответствующие занятия. Пополнили профессионалами – артиллеристами и пулемётчиками. Между прочим, попробовали было списать на берег 62-летнего пермяка Ивана Подвинцева и других ветеранов. Те – ни в какую, «мол, вместе трудились, вместе и воевать станем». Команда, командир и комиссар за них горой встали. Дошли с ходатайством до командующего флотилией адмирала Дмитрия Рогачёва. И таки добились своего.
9 октября 1942 года «Турксиб», или, как он стал называться, РКЛ №8 поднял Военно-морской флаг.
Задачи – без скидки на возраст и тихоходность: обеспечение противовоздушной обороны, сопровождение судов, транспортирование десантников, боевой техники, воинских грузов. Если понадобится – траление фарватеров (ведь немцы сбрасывали в Волгу морские мины). А ещё удары по наземным целям – скоплениям пехоты и танкам.
Справились с честью. Проявляли мужество и смекалку. Например, так умело маскировали свою «Восьмёрку» ветвями, что с воздуха её можно было принять за прибрежные заросли или островок.
Командующий 57-й армией генерал-майор Фёдор Толбухин подчеркивал, что личный состав флотилии продемонстрировал отличную выучку и стойкость. Благодаря чему, «попытки противника прорваться к Волге… были отбиты с большими для него потерями».
И так, пока реку не сковало льдом и не последовал приказ: «Идти на зимнее базирование и ремонт».
Все речники флотилии и в их числе турксибцы, удостоились медалей «За оборону Сталинграда», многие — орденов.
Лишь сошёл лёд – огненная страда началась вновь.
Рейс в бессмертие
12 ноября 1943 года РКЛ №8 была разоружена и исключена из списков кораблей ВМФ. Вернулось прежнее имя. С Победой вернулся мирный труд.
22 марта 1947 года, как отмечалось в приказе по Министерству речного флота, «за особые заслуги экипажа в годы войны», на рубке буксира установили бронзовую мемориальную доску.
И, увы, последняя памятная дата: 13 апреля 1964 года. «Турксиб» выведен из эксплуатации и исключен из списков судов Речфлота. Спущен флаг. 92 навигации – таков стаж парохода «Турксиб».
Аркадий Константинов
Фото из музея Пермского филиала Волжского госуниверситета водного транспорта.